С.А. Зеньковский. С.А.Зеньковский, широко известный профессор Университета Вандербилта, скончавшийся в 1990 году, успел издать при жизни только первый том своего уникального исследования. Он вышел в Мюнхене в 1970 году, в Москве в 1991 г. появилось его репринтное воспроизведение. Вторую часть исследования (XVII—XIX века) автор не успел доработать до конца, но в целом она была им полностью продумана. Выполняя желание автора и волю его вдовы, мы публикуем оба тома в одной книге, причем вторая часть издается в России впервые. В книгу включены также малоизвестные статьи С.А.Зеньковского, опубликованные в специальных зарубежных журналах, и обширный раздел "Приложений".
С.А. Зеньковский. Русское Старообрядчество. pdf.
Сазонова Н.И. У истоков раскола Русской Церкви в XVII веке: исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654-1666 гг.) (на материалах Требника и Часослова). pdf.
В монографии рассматривается церковная реформа патриарха Никона, последствием которой стал церковный раскол. Основное внимание уделено исправлению богослужебного текста, проведенному при патриархе Никоне: рассматривается текстологическая картина исправления двух богослужебных книг, Требника и Часослова, текстологические особенности дониконовских и никоновских текстов, а также роль и место исправления богослужебного текста в ряду причин, приведших к церковному расколу.
Обращение к християнам - старообрядцам часовенного согласия. Принято на соборе старообрядцев в г. Ревде в августе 1996 г. doc.
ПОСЛАНИЕ «ПРАВОВЕРНЫМ» Старец Авраамий Венгерский (около 1632 — после 1702), представитель русского старообрядчества, инок и духовный писатель. pdf.
Юзник и гонимый за веру и за Церковь Христову, и раб Святыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, инок (А),возлюбленным святым братиям, всем православным християном, радоватися и утвержатися, вкупе же и здравствовати в непорочней вере Спасителя нашего Господа Исуса Христа, Сына Божия, и воспитоватись и возрастати, во святых благочестивых отечестих догматех, вселенских соборех и в девяти поместных стояти крепко и неподвижно, кроме всякия еретическия скверны и порока. И по благодати и помощи Божии пишем вам о Христове таинстве, паче же в сие последнее и плача достойное время о догматех святых отец правил, и о возмущении и раздорех в Церкви Божии, матери нашей, в ней же родилися и крестилися, и воспиталися.
С.А.Белобородов. Ю.В.Боровик. Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных 18-начала 20 века. изд. УРГУ. 2017г. pdf.
Книга посвящена истории старообрядцев-беглопоповцев/часовенных на горнозаводском Урале в XVIII – начале XX в. Авторами впервые в едином комплексе рассмотрена история основного направления уральского староверия, выявлены его главные центры, охарактеризованы лидеры, прослежена трансформация от беглоповщины к беспоповскому состоянию. Книга рассчитана на историков, краеведов и всех, интересующихся историей. С приложениями:
"О посылке на Иргиз С.Ф.Новосадова".
"Старообрядческое сочинение о исповеди и богослужении совершаемом простолюдином"
"Узаконение о браке"
"Стих о горах и о пустынях"
Урало-сибирский патерик том 1-2-3. pdf. Историко-агиографическое сочинение староверов-часовенных, созданное в промежутке с конца 1940-х годов по начало 1990-х.
Настоятель Дубчесских скитов отец Симеон начал собирать свидетельства о духовных наставниках и простых членах согласия во второй половине 1940-х годов. Записанные рассказы в отредактированном виде соединялись с фрагментами из письменных источников, в результате чего возникла первоначальная редакция патерика. Во время разорения скитов в 1951 году сборник, во избежание уничтожения, был зарыт в землю. По прошествии драматических событий, он был выкопан учениками уже к тому времени умершего отца Симеона, которые продолжили труд своего наставника. В течение сорока лет сочинение исправлялось и дополнялось. Последняя редакция текста произошла в 1991 году. В 2014 году патерик был издан исследовательской группой под руководством академика Н.Н. Покровского.
«Урало-Сибирский Патерик» создавался с целью изложения истории часовенного согласия, доказательства его духовного преемства со Христом и апостолами и защиты «истинной веры» в условиях советских гонений. Сборнику свойственна широта источников. Кроме рассказов современников, авторами использовались Священное Писание, святоотеческие творения, сочинения староверов XVII-XX веков, особенно «Родословия» отца Нифонта, труды историков XIX-XX веков, журналы и газеты. Патерик состоит из трёх томов, имеющих свою специфику. В первом изложены жизнеописания скитских старцев согласия XVIII-XX веков. Во втором – рассказы о старицах конца XIX-конца XX веков. В третьем содержатся описания различных чудес, произошедших как с членами часовенного согласия, так и с представителями других религиозных групп и даже атеистами. По своим жанровым и стилистическим особенностям сборник демонстрирует связь с древнерусскими литературными традициями.
Выговский полемический сборник "Стоглавник" pdf.
Инок Нифонт. Родословие часовенного согласия. pdf. Согласие староверов-часовенных (софонтиевцев), одно из наиболее значительных на пространстве от западных отрогов Урала до Тихого океана, отдельные общины встречаются в Бразилии, США, Канаде. Своим родоначальником современных часовенных считают беглого иером. Софонтия (1637—1710), в конце XVII — начале XVIII в. возглавлявшего авторитет. Семеновский скит на Керженце (Среднее Поволжье). Софонтий приезжал в известный центр раннего старообрядчества в Зауралье, в крестьянской общины по реке Ирюм, где встречался с иноком схимником Авраамием (Венгерским), знаменитым руководителем урало-сибирских староверов второй половины XVII — начале XVIII в. Разгром Керженского центра властями петровской империи привел к бегству десятков тысяч староверов на Урал и в Западную Сибирь. Здесь они смешались с местными беспоповцами (частично и поповцами). Вскоре на Урал и позднее в Сибирь перебрался с Керженца ученик Софонтия иеромонах Никифор, ставший авторитетнейшим руководителем урало-сибирского староверия. Так на востоке страны возникли софонтиевские монастыри-скиты и мирские общины.